Судебные приставы подчиненность

Содержание

Кому подчиняются судебные приставы: контролирующие органы, иерархия и структура подчинения

Судебные приставы подчиненность

Если граждане интересуются, кому подчиняются судебные приставы, значит, им пришлось встретиться с сотрудниками из этого ведомства. Так уж повелось, что по приятным причинам они не появляются в жизни. Порядок на судебных заседаниях обеспечивают эти специалисты. Без них не исполнялись бы многие судебные решения.

Кому подчиняются судебные приставы? Обычно старшему служащему в подразделении. Многие положения для их правомочного поведения в 1997 году установлены Федеральным законом № 118-ФЗ.

В законодательном акте распределена иерархическая служебная лестница, где указана подчиненность по старшинству как внутри структуры, так и по отношению к вышестоящим инстанциям.

Кто занимается принудительным исполнением?

В России действует Федеральная служба судебных приставов, сотрудники которой уполномочены осуществлять принудительное исполнение актов, исходящих из судов и различных правомочных органов. Если встает вопрос, кому подчиняются судебные приставы, то ответ на него прост. Деятельность службы контролирует и координирует Министерство юстиции РФ.

Как и любая часть правовой системы, состоит она из различных иерархических ветвей, нижние из которых подчинены высшим инстанциям, где территориальные органы соединены в единую систему центральным аппаратом.

К примеру, кому подчиняются судебные приставы отдельно взятого подразделения? Однозначно, старшему по чину, то есть человеку, назначенному высшим руководством для управления в конкретном подразделении.

Функции центрального органа

Центральный аппарат руководит всеми службами, распределенными по территории РФ, но во главе ведомства стоят следующие должностные лица:

  • директор ФССП, он же – главный судебный пристав;
  • первый заместитель;
  • заместители;
  • помощники и советники.

Внутри центрального аппарата созданы управленческие отделы, отвечающие за работу структурных подразделений по каждому направлению. Они состоят из управлений, которые тоже поделены на отделы.

Обязанности директора

На директоре ФССП лежит ответственность за руководство сложной и многофункциональной системой. В период управления главный судебный пристав обязан:

  • распределить обязанности;
  • установить полномочия;
  • организовать деятельность в центральном аппарате.

От директора в Министерство юстиции поступают сведения об оплате и численности работников структуры, о состоянии территориальных органов, с которыми он тесно взаимодействует.

Актуальность проблемы

Каким бы ни было ведомство по уровню статуса, там работают люди, которым свойственны ошибки, возможны злоупотребления своей властью. Поэтому так остро в последнее время встал вопрос о том, кому подчиняется служба судебных приставов.

Некоторые граждане ищут ответ на него, чтобы получить помощь и защититься от самоуправства сотрудников при исполнении профессиональных обязанностей.

Прежде всего любая деятельность подчинена закону, а реализатором его являются судебные инстанции.

Подавать жалобы – это право гражданина, но сразу начинать с высшего руководства не стоит, да и оно обязательно поинтересуется, какие стадии пройдены и совершена ли попытка урегулировать спор мирным способом.

Порядок формирования

В каждом субъекте сформировано свое территориальное подразделение ФССП. В крае или области оно тоже состоит из своего аппарата, который управляет районами. На местах отделы имеют начальника, заместителя. Здесь находится подразделение из восьми человек и старший, кому подчиняются судебные приставы-исполнители. В одной связке с ними работают:

  • сотрудники по обеспечению порядка в судах;
  • специалисты по проведению экспертиз;
  • следователи по депозитным счетам;
  • дознаватели и делопроизводители.

В Конституции РФ для каждой государственной структуры, частной организации или простого обывателя описаны главные принципах и порядок деятельности.

Как происходит реализация судебных решений?

Кому подчиняются судебные приставы района? Своему непосредственному начальнику. Он выполняет распоряжения краевого или областного руководства ФССП. Когда в службу поступает документация из суда для принудительного исполнения по вынесенному решению, у приставов начинается работа в рамках их полномочий:

  • сотрудники исполнительной структуры обязаны по долгу службы организовать своевременное, полное и правильное выполнение требований;
  • предоставить каждой стороне в исполнительном производстве материалы для ознакомления с постановлением, дать возможность выписать важные для них моменты, снять копию с документов;
  • рассмотреть поданные заявления с различными ходатайствами от участников, вынести свое решение, разъяснить, кому подчиняются судебные приставы города, в каком порядке происходит обжалование постановлений в данной сфере;
  • получить и обработать персональную информацию, если она необходима для производства;
  • объявить розыск лиц, указанных в исполнительной документации в рамках своих правомочий и в соответствии с законодательными установками;
  • осуществить розыскную деятельность по судебным актам, когда этого требует федеральный исполнительный орган при осуществлении функций нормативно-правового регулирования, чтобы обеспечить установленный порядок в судебной деятельности для исполнения правовых решений.

В данном случае описаны обязанности общего порядка, которые выполняют приставы-исполнители.

Как работает отдельно взятое подразделение?

Кому подчиняются судебные приставы в России? В системе исполнительной власти существует строгое распределение, где город подчиняется районному начальству, тот в свою очередь области, а завершается все в Центральном аппарате.

Регламентируют их полномочия положения о судебных приставах согласно действующему на всей территории РФ Федеральному закону № 118-ФЗ. Работники подразделений, которые следят за безопасностью в судах, принадлежат к гражданским служащим, их отдел скрыт под аббревиатурой ОУПДС (обеспечение установленного порядка деятельности судов).

Но организация труда по строгости приравнена к военизированным структурам. Весь персонал подчинен своему руководителю и выполняет беспрекословно его приказания:

  • принудительно приводит на судебные заседания лиц, игнорирующих повестки и явки;
  • охраняет судебные здания;
  • выезжает на аресты имущества.

Сотрудникам приходится во время выполнения служебного долга:

  • наблюдать скандалы;
  • отражать попытки к нападениям со стороны должников;
  • испытывать эмоциональное напряжение;
  • переживать нервные потрясения.

Прежде чем включить в штат специалиста, его направляют для прохождения специального обучения, после чего он работает под контролем старших наставников, чтобы его руководство было уверено в моральных качествах пристава.

Трудности ОУПДС

Во время работы происходит арест собственности, с которой не все граждане расстаются мирным способом. Для пресечения драк, безопасности окружающих и собственной жизни приставам разрешено применять физическую силу, а в крайне сложных ситуациях – огнестрельное оружие.

В этой сфере работают образованные люди со знанием нормативных актов, так как превышение полномочий или бездействие наказуемо. Профессионалу сразу становится сразу понятно, кому подчиняется служба судебных приставов РФ.

В первую очередь закону, по которому их может ожидать уголовная ответственность.

Права судебного исполнителя

На основании актов судебным приставам дано право на:

  • получение объяснений, справок в рамках исполнительного дела;
  • свободный вход в здания, которые занимает должник, он может вскрыть помещение или хранилище;
  • арест, изъятие, передачу для хранение в специально отведенные места имущества;
  • блокировку денежных средств и ценностей.

Структура подчинения судебных приставов позволяет самостоятельно совершать те действия на объекте, которые предусмотрены законом для исполнительного производства. Гражданин может обжаловать их поступки, обратившись в вышестоящие органы.

Какие знания не помешают никому?

Когда возникает проблема с ФССП, никто не имеет права препятствовать подаче жалобы на несоответствующее поведение должностных лиц. Следует узнать иерархию подчинения судебных приставов.

В каждом подразделении есть старший, к нему необходимо обратиться в первую очередь. Возможно, достаточно будет устного заявления, при сомнении можно подать письменное.

Отказать в принятии жалобы они не могут, дальнейшие действия проходят в установленном порядке:

  • заявление регистрируют как входящий документ;
  • старший пристав инициирует проверку деятельности своих подчиненных;
  • проводит беседы, при необходимости исправляет нарушения.

Кому можно подать жалобу?

Если ходатайство игнорируют, его прилагают к поданной претензии в вышестоящую структуру – районную или областную.

Когда непосредственное руководство не предпринимает никаких шагов, что происходит в редких случаях, значит, поможет обращение к прокурору.

Прокуратура, выявив достоверность фактов, станет инициатором для дальнейшего устранения нарушений в судебной инстанции. Уголовное судопроизводство располагает сведениями относительно полномочий ФССП. Положения подробно описаны в статье 40 УПК РФ.

Должностные обязанности

Статья 151 УПК РФ утверждает права должностных лиц со стороны ФССП на проведение дознаний с перечнем преступных деяний, которые включены в деятельность судебных приставов.

Приступить к деятельности может каждый гражданин, утвержденный в должности, если он достиг 20-летнего возраста и не имеет судимости. Кроме того, специалист должен обладать крепким здоровьем и быть образованным.

Сотрудники могут выполнять процедуру дознания относительно лиц, которые:

  • уклоняются от алиментов и погашения кредитов;
  • препятствуют правосудию;
  • неуважительно относятся к суду;
  • разглашают сведения по судебным процессам, судьям, участникам;
  • совершают действия с описанным или арестованным имуществом;
  • не исполняют судебных приговоров.

При этом АПК РФ в статьях 17.3, 17.8 установил ответственность для граждан, если они препятствуют работе приставов, которые сами обязаны соблюдать законодательные положения и ни на шаг не отступать от нормативов. Наказание последует за неисполнение распоряжений судей и судебных исполнителей, а также любого правонарушения, затрагивающего деятельность ФССП РФ.

Итог

Работа у приставов трудная и ответственная. Поэтому к судебным исполнителям строгое отношение как начальства, так и контролирующих и правовых органов.

Прежде чем приступить к своим должностным обязанностям, соискатель проходит двухмесячную стажировку. Затем его проверяет специальная профессиональная комиссия, по решению которой он поступает в резервную команду.

Когда сотрудника зачисляют в команду, на протяжении всей своей деятельности ему предстоит доказывать свою порядочность.

Источник: https://FB.ru/article/447416/komu-podchinyayutsya-sudebnyie-pristavyi-kontroliruyuschie-organyi-ierarhiya-i-struktura-podchineniya

Как и куда жаловаться на судебных приставов

Судебные приставы подчиненность

В настоящее время еще существует тенденция к нарушению прав граждан представителями судебной власти. Случается, что судебные приставы злоупотребляют полномочиями, неэффективно исполняют обязанности, нарушают профессиональную этику или порядок проведения процедур. Куда жаловаться на судебных приставов?

В главе 18 ФЗ «Об исполнительном производстве» определен порядок, в котором следует обжаловать бездействие или незаконные действия исполнителей Федеральной службы судебных приставов. Согласно закону РФ «Об обжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» определен порядок, в котором следует оспаривать бездействие или действия этих служащих.

Процедура подачи жалобы

В законе «Об исполнительном производстве» сказано, что пожаловаться на судебного пристава возможно на протяжении 10 дней от даты совершения им незаконных действий, отказа в отводе, или установленного факта его бездействия. Важно не пропустить это срок. Если же вы не были извещены о времени совершения таких действий, то жалобу можно будет подать на протяжении 10 суток от даты, когда вы узнали о нарушении.

Куда жаловаться на судебных приставов?

Жалоба подается в порядке подчиненности.

  1. Самой первой инстанцией, куда обращаются в письменной форме, является старший судебный пристав, кому подчиняется служащий, который нарушил ваши права.
  2. Подавать претензию на постановление старшего пристава, на него самого, на его заместителя, на их бездействие или действия следует главному судебному приставу субъекта РФ, у которого в подчинении тот старший пристав.
  3. На главного судебного пристава субъекта РФ или на его заместителя жалуются главному судебному исполнителю РФ.
  4. На исполнителя судового решения, можно подавать как его вышестоящим должностным лицам, так и через самого пристава, действия которого обжалуются. Во втором случае пристав-исполнитель должен в трехдневный срок передать вашу жалобу вышестоящему должностному лицу.
  5. Если вы передумали жаловаться, то возможен отзыв претензии до того, как будет принято по ней решение.

Как составить жалобу?

Процедура подачи жалобы следующая.

  1. Составлять жалобу следует в письменной форме. Обязательно с подписью лица, которое обратилось с ней. Следует указать Ф.И.О. судебного исполнителя, незаконное действие, бездействие или постановление которого вы хотите обжаловать.
  2. Далее, Ф.И.О. того гражданина, который подает заявление, его домашний адрес или место его пребывания.
  3. Потом формулируются основания для обжалования постановления, его бездействие или действия.
  4. После этого, гражданин, подающий претензию, выдвигает требования.

Можно не спешить с предоставлением документов, подтверждающих обстоятельства, указанные в жалобе. Если это будет необходимо, вы получите запрос на них от должностного лица, которое будет рассматривать жалобы. Но, вы должны знать, что в таком случае рассмотрение жалобы приостанавливают не более чем на 10 дней.

Жалоба, которая была подана в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена в течение 10 дней.

О порядке обжалования постановлений приставов, их бездействия или действий

Куда можно пожаловаться на исполнителя судового решения? Чтобы оспорить постановление исполнителя, его действие либо бездействие, можно обратиться в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд.

Ваше заявление в суд должно быть рассмотрено в десятидневный срок, учитывая особенности, установленные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Есть еще варианты куда жаловаться на исполнителей, судового производства. Существует возможность подачи жалобы непосредственно в Федеральную службу судебных исполнителей.

Воспользуйтесь их официальным сайтом fssprus.ru. Зайдите на сайт, перейдите в раздел «Приемная» и оформите свою жалобу на специальном бланке, который там предоставлен.

Кроме этого, как показывает практика, существует еще очень действенный адрес куда жаловаться на судебных исполнителей — это Администрация Президента.

В случае, если вы подозреваете исполнителя во взяточничестве либо в присвоении средств, полученных от должника, обращайтесь с жалобой в прокуратуру. Это тоже бывает эффективно и решения оттуда приходят практически сразу.

Наконец, не стоит забывать о неформальном методе борьбы с беззаконием на местах.

Кроме официальных жалоб, которые вы отправляете в государственные органы, воспользуйтесь не менее действенным способом обратить внимание на злоупотребления представителя судебной власти — публикацией в интернете.

Поделитесь своими негативными отзывами и жалобами на судебного пристава. Высказанная публично жалоба, значительно повышает ваши шансы на то, что вы будете услышаны. Такую жалобу чиновникам будет очень сложно оставить без внимания.

Отстаивайте и защищайте свои права всеми доступными способами и используйте как можно больше шансов чтобы пресечь злоупотребления судебных приставов и заставить их исполнять свои обязанности в рамках закона.

Источник: https://urhelp.guru/sud/kak-i-kuda-zhalovatsya-na-sudebnyh-pristavov.html

Энциклопедия судебной практики. Подача жалобы в порядке подчиненности (Ст. 123 Закона

Судебные приставы подчиненность

Энциклопедия судебной практикиПодача жалобы в порядке подчиненности

(Ст. 123 Закона “Об исполнительном производстве”)

1. Лица, уполномоченные рассматривать жалобу, поданную в порядке подчиненности

1.1. Лицом, уполномоченным рассматривать жалобы на действия судебного пристава-исполнителя, является старший судебный пристав ОСП района

Апелляционное определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 29 апреля 2015 г. по делу N 33-3778/2015

Жалоба в порядке подчиненности на постановление судебного пристава-исполнителя рассмотрена уполномоченным на то Федеральным законом “Об исполнительном производстве” должностным лицом – старшим судебным приставом ОСП района.

Апелляционное определение СК по административным делам Алтайского краевого суда от 19 июля 2016 г. по делу N 33а-8011/2016

В соответствии с ч. 1 ст.

 123 Федерального закона “Об исполнительном производстве” жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава.

Из содержания вышеприведенных норм следует, что бездействие судебного пристава-исполнителя в порядке подчиненности подлежат обжалованию старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель, в данном случае старшему судебному приставу – начальнику отдела судебных приставов района.

Апелляционное определение СК по административным делам Московского областного суда от 21 октября 2015 г. по делу N 33-23551/2015

В силу части 1 статьи 123 Федерального закона от 02 октября 2009 г. N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, на его действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель.

Как указывалось выше, из текста обращения в прокуратуру усматривается, что она обжаловала бездействие судебного пристава-исполнителя РОСП.

В то же время ее обращение было направлено прокурором для рассмотрения иному должностному лицу, а именно старшему судебному приставу этого подразделения, который в силу вышеуказанной нормы является вышестоящим должностным лицом по отношению к судебному приставу-исполнителю.

1.2. Жалоба на действия и постановления судебного пристава-исполнителя либо старшего судебного пристава может быть подана главному судебному приставу субъекта РФ, в подчинении которого они находятся

Апелляционное определение Московского городского суда от 28 октября 2015 г. N 33а-39152/15

Статьей 123 Федерального закона от 2 октября 2007 г.

N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава (часть 1); жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, заместителя главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта Российской Федерации, в подчинении которого они находятся (часть 2).

Исходя из содержания приведенных норм, жалоба на действия и постановления судебного пристава-исполнителя либо старшего судебного пристава может быть подана главному судебному приставу субъекта Российской Федерации, в подчинении которого они находятся.

1.3. Закон допускает направление обращения в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу, если жалоба содержит вопросы, разрешение которых относится к его полномочиям

Апелляционное определение СК по административным делам Свердловского областного суда от 03 декабря 2014 г. по делу N 33-16066/2014

В связи с тем, что в обращении содержатся вопросы, разрешение которых относится к компетенции старшего судебного пристава районного отдела судебных приставов, то представляется обоснованным передача обращения заявителя начальнику отдела – старшему судебному приставу районного отдела судебных приставов, что соответствует ч. ч. 1, 6 ст. 123 Федерального закона “Об исполнительном производстве”.

Кроме того, направление обращения начальнику отдела – старшему судебному приставу районного отдела судебных приставов не противоречит и положениям ст. ст.

 8, 10 Федерального закона Российской Федерации “О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации”, предусматривающим направление обращения, поступившего в государственный орган, должностному лицу, и содержащего вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, на рассмотрение иному должностному лицу в соответствии с его компетенцией с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Таким образом, при рассмотрении поступивших обращений граждан, запрета, ограничивающего направление обращений для их рассмотрения в порядке подчиненности, не установлено.

1.5. Контроль за исполнением указаний, данных судебному приставу-исполнителю в порядке подчиненности, возложен на старшего судебного пристава подразделения

Апелляционное определение СК по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 февраля 2015 г. по делу N 33-1466/2015

Согласно части 1 статьи 123 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава.

Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ “О судебных приставах” в полномочия старшего судебного пристава, в том числе входит организация работы подразделения судебных приставов, обеспечение, принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Судебная коллегия полагает, что контроль за исполнением указаний, данных судебному приставу-исполнителю в порядке подчиненности, возложен на старшего судебного пристава подразделения.

1.6. Рассмотрение заявлений сторон в ходе принудительного исполнения относятся к компетенции судебного пристава-исполнителя, а рассмотрение жалоб на его действия – к компетенции старшего судебного пристава

Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 26 января 2015 г. по делу N 33-294/2015

Согласно ст.

 123 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава.

Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, полномочия по рассмотрению заявлений (ходатайств) сторон в ходе принудительного исполнения отнесены законом к компетенции судебного пристава-исполнителя. К полномочиям старшего судебного пристава относится рассмотрение жалоб на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, который находится в его подчинении.

2. Рассмотрение жалобы, поданной в порядке подчиненности

2.1. Праву заявителя на подачу жалобы в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу корреспондирует обязанность этого должностного лица принять мотивированное решение по жалобе

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 26 апреля 2012 г. N 33-4827/2012

Источник: https://base.garant.ru/57592993/

Правоохранительный статус Федеральной службы судебных приставов

Судебные приставы подчиненность

Государство, имея перед собой множество разнообразных по содержанию задач, призвано решать их в целях развития общества, достижения максимально положительного эффекта в обеспечении комфортного и удобного существования своих граждан.

Достижению указанных целей служит реализация функций государства.

Среди множества функций государства следует особо выделить правоохранительную функцию.

Определений последней функции существует множество. Наиболее полным, по мнению автора данной работы, является следующее: правоохранительная функция – деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества[1].

Указанная функция реализуется через особые виды деятельности государства – правосудие и правоохранительную деятельность.

Исследование вопросов правосудия не является предметом настоящей работы, поэтому в дальнейшем речь пойдет только о правоохранительной деятельности

Правоохранительную деятельность характеризует осуществление ее специально уполномоченными на то государственными органами, направленность на предупреждение и пресечение правонарушений различного характера, на охрану прав и свобод человека и обеспечение правопорядка, основанность на праве как процедурно, так и материально.

Однозначного понятия правоохранительных органов на сегодняшний день не выработано, так же как не существует четкого перечня органов, которые следует считать правоохранительными даже в действующем законодательстве.

Наиболее точным, с точки зрения автора данной работы, является следующее определение; к правоохранительным органам относятся специальные организации, занимающиеся защитой прав и свобод человека и гражданина, а также самого государства, которые образованы для осуществления конкретных целей, а именно защиты гражданина от преступных посягательств, охраны законности, правопорядка и общественной безопасности[2].

Свойствами правоохранительных органов являются:

1) специализированная цель деятельности – обеспечение соблюдения законности;

2)специальное уполномочивание органа на осуществление правоохранительной деятельности по одному или нескольким направлениям данной деятельности;

3) наделение правоохранительных органов правом на применение установленного законом принуждения;

4) профессиональная деятельность в сфере правоохраны[3].

Основными направлениями осуществления правоохранительной деятельности можно назвать:

1) прокурорский надзор;

2) предварительное расследование уголовных дел и производство по делам об административных правонарушениях;

3) оперативно-розыскная деятельность и охрана общественного порядка;

4) организационное обеспечение деятельности судов и исполнение судебных актов.

Вопрос о том, можно ли отнести Федеральную службу судебных приставов к правоохранительным органам, на сегодняшний день окончательно не решен.

Прежде всего, это связано с тем, что законодательно закрепленных понятий «правоохранительные органы» и «правоохранительная служба» не существует.

Что приводит к неопределенности статуса органов и институтов, осуществляющих указанный вид деятельности государства.

Если спросить сотрудников ФССП России считают ли они свою службу правоохранительной, то большинство из них ответят положительно.

Но связано это будет, в большинстве своем, с причитающимися сотрудникам правоохранительных органов социальными гарантиями.

Логично предположить, что, если бы эти гарантии не были бы им положены, то положительных ответов на данный вопрос было бы существенно меньше, возможно появились бы те, кто затруднялся дать однозначный ответ.

Абстрагируясь от льгот сотрудников, присущих статусу правоохранительного органа, (вопрос, безусловно, важный) автор данной работы попытается выделить указанные выше свойства, которые характеризуют ФССП России как правоохранительный орган.

Прежде всего, следует обратиться к задачам, возложенным на данный государственный орган, и направлениям, по которым осуществляет свою деятельность ФССП России.

Федеральная служба судебных приставов осуществляет свою деятельность по направлениям принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов и по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Также на ФССП России возложено предварительное расследование уголовных дел и производство по делам об административных правонарушениях.

Отдельно следует сказать, что ФССП России осуществляет охрану общественного порядка в зданиях и помещениях судов.

Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» (далее – Положение о ФССП России) на ФССП России на сегодняшний день возложены следующие задачи:

1) обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

2) организация и осуществление принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;

3) управление территориальными органами ФССП России.

Также в соответствии с п. 4 ч. 3 ст.

151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на дознавателей органов Федеральной службы судебных приставов возложено проведение дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 157 и 177, частью первой статьи 294, статьей 297, частью первой статьи 311,статьями 312 и 315 Уголовного кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 23.68 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации ФССП России рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 13.26, 17.8.1, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьей 17.15 КоАП РФ.

Кроме того, с учетом реформы органов внутренних дел Российской Федерации основная часть функций по силовому сопровождению исполнительного производства, обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий возложена на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Таким образом, Федеральная служба судебных приставов является специально уполномоченным на принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц органом, кроме того ФССП России наделена функциями дознания, розыска должников и их имущества; на судебных приставов возложены полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях; также судебные приставы наделены полномочиями, пресекать правонарушения в суде.

Далее следует отметить, что судебные приставы наделены правом на применение мер принуждения, им даны соответствующие права по задержанию, производству осмотра, изъятия, применению мер непосредственного принуждения.

Так, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС) вправе: при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя в целях обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий, входить на территории, в помещения, в том числе в жилые помещения, в случае, указанном в постановлении суда (судьи) в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо; проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя; осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства; не допускать в здание, помещения суда, здания и помещения Федеральной службы судебных приставов лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы (за исключением лиц, осуществляющих конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей), взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, в случае необходимости задерживать указанных лиц и передавать их в органы внутренних дел; применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

Судебные приставы-исполнители имеют право входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им; арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе; объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка; при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве.

Следствием права на применение мер принуждения является обязательность законных требований судебного пристава. Нарушение указанной обязанности влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством – административную, уголовную, взыскание исполнительского сбора.

Касаемо вопроса о профессиональном характере деятельности судебных приставов, то следует обратить внимание на то, что судебные приставы являются федеральными государственными гражданскими служащими.

Указанный статус подразумевает осуществление судебными приставами своей деятельности на профессиональной основе, поскольку государственные служащие осуществляют свою деятельность возмездно, и иной оплачиваемой деятельностью им заниматься запрещено (за исключением научной, творческой, преподавательской).

Таким образом, ФССП России обладает большинством признаков, характеризующих правоохранительный орган, но в то же время не обладает официально закрепленным статусом правоохранительного органа.

Вместе с тем в действующем российском законодательстве закреплен ряд норм, наделяющих ФССП России статусом правоохранительного органа. Это, прежде всего, акты, регулирующие правовую и социальную защиту судебного пристава.

В первую очередь, говоря о таких актах, следует остановиться на Уголовном кодексе Российской Федерации (далее – УК РФ) и Федеральном законе от 20.04.1995 N 45-ФЗ “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов” (далее – Закон о государственной защите).

Статьи 295 – 296 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за посягательство на жизнь и здоровье ряда лиц и их близких, в том числе и судебного пристава, если данное деяние было вызвано деятельностью потерпевшего[4].

Статья 2 Закона о государственной защите определяет круг лиц, подлежащих государственной защите. Среди таких лиц указаны и судебные ИСПОЛНИТЕЛИ.

Согласно Инструкции об исполнительном производстве, утвержденной Приказом Минюста СССР от 15.11.1985 N 22, исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц осуществлялось судебными исполнителями, состоящими при районных (городских) народных судах.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d8fe7ed5d6c4b00ae418fe4/pravoohranitelnyi-status-federalnoi-slujby-sudebnyh-pristavov-5da8ab6f35ca3100ac3dbe56

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.